Новости

Удовлетворяет ли Вас качество бензина, продаваемого в Вашем регионе?

Да - 62.6%
Нет - 37.4%

Всего голосов: 203

 

interfax-800x500 c ,  09.08.2017

Федеральная антимонопольная служба (ФАС) негласно объявила 2017 год "годом мелкого опта" на рынке нефтепродуктов, стремясь усилить конкуренцию в этой сфере, где представлено большое количество независимых участников-покупателей. Формирование биржевых индикаторов и создание максимально комфортных условий работы для всех участников - первоочередные задачи, которые необходимо решить в сфере мелкого опта, считает ведомство.

Однако отраслевые эксперты отмечают потенциал к сужению мелкооптового сегмента из-за общего состояния экономики и усиления позиций вертикально-интегрированных компаний (ВИНК). Кроме того, независимые участники топливной сферы подчеркивают влияние негативных тенденций в крупном опте на мелкооптовые продажи, и надеются, что регуляторы смогут отладить механизмы таким образом, чтобы оптовый сегмент в целом не растерял своих рыночных возможностей.

Мнения экспертов топливной отрасли о текущем состоянии мелкого опта и его перспективах - в обзоре "Интерфакса".

ОТ НЕФТЕБАЗЫ ДО ПОКУПАТЕЛЯ

Если коротко описать формат продаж нефтепродуктов, то они подразделяются по способу поставки: крупный опт - от нефтеперерабатывающего завода по железной дороге до потребителя, мелкий опт - от нефтебазы автомобильным транспортом до покупателя. Кроме того, мелкий опт характеризуется небольшими объемами сделок по сравнению с поставками, например, железнодорожным, трубопроводным и водным транспортом. Основные продавцы в мелком опте - нефтяные компании. Основные потребители - независимые АЗС, промышленные предприятия, сельхозпредприятия, транспортные предприятия-перевозчики, строительные компании и т.д.

По оценке консалтинговой компании RPI, объем мелкооптового рынка в РФ в 2016 году составил около 33 млн тонн светлых нефтепродуктов, доля бензинов - порядка 40%, дизтоплива - 60%. Около 80% мелкооптового рынка занимают вертикально-интегрированные компании, имеющие бизнес федерального масштаба. При этом каждая из компаний в большинстве случаев доминирует в регионах своего логистического преимущества, связанного с базисом поставки.

Особенностью мелкооптового рынка топлива по сравнению с крупнооптовым является значительное присутствие независимых участников в составе покупателей, поскольку есть возможность покупки-продажи небольших объемов и, как следствие, нет необходимости высоких затрат. Работа независимых участников на мелкооптовом рынке имеет как свои плюсы, так и минусы.

Консалтинговая компания "ОМТ-Консалт" отмечает, что преимуществом независимых компаний-продавцов по сравнению со сбытовыми структурами ВИНК является оперативность в принятии решений без длительного согласования действий с головными компаниями. А также гибкая работа с клиентами: независимые компании согласны реализовать продукт с оплатой "по факту", предоставлять отсрочки по платежам и дополнительные сервисы, в то время как "сбыты" ВИНК не всегда готовы на это пойти.

При этом частные компании-покупатели относятся к категории "трудных" клиентов в коммерческом плане. Потому что зачастую не располагают достаточными денежными ресурсами, просят предоставить товар без предоплаты - под реализацию, стремятся переложить финансовый риск на доверчивого поставщика топлива.

Активно развивается на так называемом "вторичном рынке" мелкого опта трейдерское направление. Так, компания-трейдер на собственные средства закупает на бирже товар, отправляет его на арендованную ею региональную нефтебазу и далее реализует его местным АЗС по ценам, сложившимся в регионе. "В настоящее время рентабельность этого бизнеса не очень высока. Подсчитано, в Московской области разница между ценами на бензин Аи-92 в мелком и крупном опте в июне 2017 года составила около 2,5% (1120 р/тн), в Ростовской области и того меньше - 1,5%", - сказал ведущий аналитик трейдера "Алгоритм - топливный интегратор" (АТИ) Виктор Костюков.

Генеральный директор агентства "Аналитика товарных рынков" Михаил Турукалов отметил, что после покупки "Башнефти" (MOEX: BANE) "Роснефть" ликвидировала большую часть сбытовых предприятий "Башнефти", а, между тем, эту нишу стремились занять, в том числе крупные независимые торговые компании. "Однако негативная ситуация в экономике страны, финансовые проблемы конечных потребителей нефтепродуктов и частных сетей АЗС, дорогие кредиты и резкий рост биржевых цен в 2017 году сделали мелкий опт очень рискованным бизнесом. Не угадал рынок, купил на бирже товар слишком дорого, не смог организовать доставку нефтепродуктов с НПЗ в требуемые сроки - это все не просто превращает мелкооптовую торговлю для независимой компании в бизнес с околонулевым заработком, а генерирует убытки", - сказал М.Турукалов.

Он также подчеркивает, что усиление ВИНК в мелком опте отражает в целом ситуацию на топливном рынке. "Сбыты крупных НК по сравнению с независимыми участниками находятся в привилегированном положении - материнские компании гарантируют им выгодные цены и стабильность поставок. А рынок - это когда все работают в равных условиях", - добавил он.

ПЛАНЫ НЕФТЯНЫХ КОМПАНИЙ

Крупные игроки заявляют, что диверсифицируют мелкооптовый бизнес и расширяют свои стратегии в этом направлении.

В пресс-службе "ЛУКОЙЛа" отметили: "В целях развития концепции продаж нефтепродуктов Группы "ЛУКОЙЛ" (MOEX: LKOH) на территории РФ организациями нефтепродуктообеспечения применяется практика заключения долгосрочных контрактов (term-контрактов), увеличение объемов реализации мелкооптовых продаж за счёт гибкого ценообразования (с учётом биржевых маркеров). Необходимо отметить, что стратегической задачей для компании является наращивание объемов реализации в розничном канале сбыта", - подчеркнул представитель "ЛУКОЙЛа".

В пресс-службе "Татнефти" (MOEX: TATN) сообщили, что доля реализации мелким оптом в общем объеме топливного сегмента компании в 2016 году составила 41%, общий объем мелкооптовой реализации достиг 1,1 млн тонн, выручка от этого вида деятельности равнялась 27 млрд руб. "Стратегия компании разработана по принципу реализации собственной продукции через наиболее эффективные каналы сбыта (розница и мелкий опт). При увеличении валового объема реализации доля мелкого опта в общем объеме сохранится. Одним из перспективных направлений в развитии сегмента мелкого опта компания видит развитие биржевой торговли мелким оптом, которая обеспечивает повышение прозрачности сделок, развитие конкуренции и др", - добавил представитель "Татнефти".

В пресс-службе "Газпром газэнергосети" сообщили, что в 2016 году мелкооптовая реализация сжиженных углеводородных газов компании занимала 28% от объема реализации СУГ, бензинов - 8%, дизельного топлива - 11%. "Группа компаний "Газпром газэнергосеть" последовательно расширяет сеть базисов мелкооптовых поставок в регионах РФ. В настоящее время покупатели имеют возможность мелкооптовой отгрузки нефтепродуктов с 21 базиса и мелкооптовой отгрузки СУГ с 22 базисов. Компания последовательно развивает электронные торги мелким оптом, совершенствует механизмы покупки и расчетов на ЭТП eoil.ru", - говорит представитель компании.

"Целевой долей мелкооптового канала в структуре продаж мы считаем 25-35%. При этом, не очевидно, что требуется активное развитие мелкого опта только по нефтепродуктам. В 2017 году мы снова увеличим объём продаж СУГ на рынке РФ, и если не развивать мелкооптовое направление, то его доля вполне может оказаться ниже целевого диапазона. При этом увеличение объёмов не является самоцелью. Целью является повышение доходности группы компаний за счёт более премиальных продаж в мелком опте. "Газпром газэнергосеть" считает развитие сегмента мелкооптовой реализации очень важным не только для отдельных компаний, но и для всего рынка в целом. Не зря сейчас пристальное внимание этому направлению деятельности уделяет Федеральная антимонопольная служба, в том числе в части развития биржевых торгов мелкооптовыми партиями", - добавил представитель компании.

В "Роснефти" (MOEX: ROSN), "Сургутнефтегазе" (MOEX: SNGS) и "Газпром нефти" (MOEX: SIBN) не стали комментировать тему развития мелкооптового сегмента.

БИРЖЕВОЕ ВЛИЯНИЕ

Мелкооптовая торговля является одним из важных звеньев доведения нефтепродуктов до конечного покупателя. И мелкооптовые продажи нефтепродуктов на Санкт-Петербургской международной товарно-сырьевой бирже" (СПбМТСБ) стали существенным прогрессом на этом рынке.

Заместитель генерального директора ООО "Петербургская топливная компания" (ПТК) Леонид Чурилов сказал: "В середине-конце 2000-х годов рынок нефти и нефтепродуктов России был существенным образом ориентирован на экспорт. Маржинальность внутреннего рынка была не сопоставима с доходами от продаж на мировых рынках и размером валютной выручки. Но цены на нефть начали снижаться, и НК стали искать новые рынки сбыта, начав развивать собственные сети АЗС. После того, как розница ВИНК начала оказывать влияние на объемы реализации во многих субъектах, другие участники превратились из партнеров-потребителей топлива в конкурентов, искать свободные объемы нефтепродуктов стало сложнее".

Тогда востребованной стала торговля топливом через биржу, и был разработан совместный приказ Минэнерго и ФАС, устанавливающий критерии формирования биржевых ценовых индикаторов. В настоящий момент совместный приказ предполагает, что объемы продаж ВИНК на бирже с учетом экспорта должны составлять: 10% от производимых бензинов, 5% - дизтоплива, 10% - авиакеросина и 2% - мазута.

Рынок нефтепродуктов базовый для СПбМТСБ и наиболее ликвидный в настоящее время, поэтому логично, что биржа стремится распространить механизм организованной торговли на все его сегменты, в том числе на мелкий опт, отметил управляющий директор биржи Алексей Рыжиков.

Проект мелкооптовых торгов на нефтепродукты стартовал на СПбМТСБ в 2015 году, и биржа регистрирует его динамичное развитие: в 2016 году объем торгов мелкооптовыми партиями составил 68,54 тыс. тонн (рост по сравнению с 2015 годом более чем в 7 раз), в I полугодии 2017 года показатель составил 64,8 тыс. тонн (рост на 67%). Увеличение мелкооптовой торговли обусловлен присоединением к проекту крупных участников рынка, в первую очередь "Роснефти". Активными участниками проекта являются также ННК, "Сургутнефтегаз" и "ЛУКОЙЛ-РНП-Трейдинг". С июля 2017 года "Роснефть" начала предоставлять на СПбМТСБ информацию о планируемых объемах реализации с нефтебаз мелким оптом. Ожидается, что и другие компании сделают аналогичный шаг. Это должно повысить прозрачность рынка и улучшить информированность его участников.

В рамках развития мелкооптовой торговли большие надежды биржа связывает с институтом оператора товарных поставок (ОТП). Пилотный проект был запущен в июне 2016 года при участии ФАС, партнерами биржи тогда выступили "Сургутнефтегаз", а также ООО "ПТК-Терминал", управляющая нефтебазой "Ручьи" (Санкт-Петербург). "Опыт пилотного проекта ОТП был признан удачным, решено вывести его на новый уровень. В общем показателе торгов мелким оптом в I полугодии 2017 года объемы торгов с участием ОТП составили 29%. Планируется, что осенью к проекту присоединится "Транснефть", которая выступит в качестве оператора товарных поставок на своих базисах", - сказал А.Рыжиков.

ПОРА МЕНЯТЬСЯ

Биржевые торги топливом сыграли свою роль в повышении эффективности системы нефтепродуктообеспечения, продажи на СПбМТСБ сейчас это наиболее прозрачная часть рынка, которую видят все участники, и которую могут оценить регуляторы.

Теперь перед топливной отраслью стоят новые проблемы, которые требуют своего решения: вопросы ценообразования, а именно диспаритет оптовых и розничных цен, необходимость видоизменения формата биржевой торговли и другие, сказал президент Российского топливного союза (РТС), объединяющего независимых розничных трейдеров топливного рынка, Евгений Аркуша.

"Сложно отрицать факт большой волатильности биржевых цен, и это связано с тем, что нефтяные компании научились воздействовать на ценовые индикаторы, формально выполняя требования совместного приказа по продажам на бирже. За счет объемов выставляемого товара нефтяниками могут создавать условия для повышенного спроса, что приводит к необоснованному росту и колебанию оптовых цен. На рост ценовых индикаторов, по нашему мнению, также оказывает значительный объем покупок нефтяными компаниями и их сбытовыми структурами, совершаемых в основную торговую сессию, по результатам которой формируются биржевые ценовые индикаторы", - считает Е.Аркуша.

Он также подчеркивает, что пришло время менять правила биржевой игры и нужно корректировать требования Совместного приказа, которые к текущему моменту уже устарели. РТС, в частности, предлагает ФАС внести изменения в совместный приказ, касающиеся биржевой торговли, таким образом, чтобы продажи нефтепродуктов в основную торговую сессию осуществлялись исключительно в рынок. Все сделки, заключаемые между нефтяными компаниями и их сбытовыми структурами, должны проводиться во вторую торговую сессию. Тем самым будут созданы условия для более системного и конкурентного ценообразования в основной торговой сессии.

Также, по мнению РТС, имеет смысл корректировка совместного приказа в части закрепления более высокого процента продаж топлива на бирже от уровня производства нефтепродуктов. "Мы предлагаем закрепить в приказе нормативы, близкие к существующим реальным продажам. Повышение нормативов продаж поможет убрать влияние нефтяных компаний на биржевые индикаторы, и позволит ценам формироваться на рыночных условиях", - считает Е.Аркуша. РТС не сообщал, до какого уровня предлагает повысить нормативы биржевых продаж топлива.

ВЗГЛЯД ФАС

Заместитель руководителя ФАС России Анатолий Голомолзин отмечает, что антимонопольное ведомство в своем понимании ситуации исходит из анализа рынка. Мелкооптовый рынок, также как и крупнооптовый по своей структуре является олигопольным, соответственно, необходимо усиливать конкуренцию за счет совершенствования биржевой торговли на рынке наличного товара, а также производными финансовыми инструментами.

"Что касается проблемы диспаритета цен. Здесь нужно говорить о двух аспектах: о разной динамике волатильности цен, а также о разных уровнях доходности в крупнооптовом, мелкооптовом и розничном сегментах. В крупнооптовом бизнесе наблюдается наибольшая волатильность цен, мелкооптовый тяготеет к крупнооптовому, слегка демпфируя эти колебания, тогда как цены в рознице меняются более плавно. В итоге АЗС независимых игроков и нефтяных компаний на входе имеют высокую волатильность цен, а на выходе - менее существенное их изменение. Соответственно, когда мы говорим про необходимость совершенствования ситуации в мелкооптовом сегменте рынка, перед нами одновременно стоит задача совершенствования ситуации в крупнооптовом и розничном сегментах", - сказал А.Голомолзин.

Одно из направлений решения этой задачи - в совершенствовании биржевой торговли в крупном опте таким образом, чтобы сделки ВИНК со своими дочерними сбытами тяготели к покупкам-продажам в дополнительную сессию, тем самым создавая условия для расширения возможностей независимых компаний-покупателей влиять на ценообразование в основной торговой сессии. Комментируя предложения РТС о корректировке совместного приказа в этой части, замглавы антимонопольного ведомства сказал: "Эти предложения мы сейчас рассматриваем в ФАС, пока этот вопрос остается открытым, договорились проанализировать его более детально и вынести на обсуждение Биржевого комитета".

"Что касается предложений механического повышения нормативов биржевых продаж топлива ВИНК в рамках совместного приказа, то я в этом не вижу особого смысла. При пороговых значениях продаж топлив в 10% от объема поставки на внутренний рынок (с учетом объемов экспорта ВИНК объемы продаж на бирже составляет 10% от производимых бензинов, 5% от производимого дизтоплива, 10% от производимого авиакеросина и 2% от производимого мазута), нефтяники по факту и так уже продают на бирже порядка 17-20%", - подчеркнул А.Голомолзин.

Кроме того, добавляет он, по мере развития биржевой торговли производными инструментами (фьючерсами, опционами и др.) актуальность установления пороговых значений на рынке наличного товара может снизиться. У компаний наряду с торговлей на рынке наличного товара появляются возможности управления рисками с применением финансовых инструментов хеджирования. Объем торгов в денежном выражении в этом случае может возрасти многократно, также многократно превысив обороты рынка наличного товара и создавая совершенно другие условия для расширения круга участников, увеличения ликвидности рынков, и, соответственно, повышения объективности ценообразования.

"Важным шагом для расширения условий конкуренции должны стать торги на бирже нефтепродуктами по единому базису. И здесь мы рассчитываем на задействовании трубопроводных мощностей "Транснефти" (MOEX: TRNF). Торговля будет осуществляться не только на базисах отдельных НПЗ, а на едином базисе, объединенном системой магистральных трубопроводов. В этой ситуации НПЗ нефтяных компаний начнут конкурировать не опосредованно, а напрямую, при этом расширится круг покупателей, а у покупателей топлива расширится предложение. Торговля всех против всех. "Транснефть" будет не просто транспортной технологической инфраструктурной компанией, компания получает статус оператора товарных поставок", - отметил А.Голомолзин.

ФАС совместно с СПбМТСБ также отрабатывает вопросы организованной торговли железнодорожными перевозками в регулярном грузовом сообщении. Эта мера призвана разрешить проблемы того, что нефтепродукты, будучи проданными в режиме равномерности и регулярности на бирже, затем попадают в сферу не прогнозируемости железнодорожной доставки, нивелируя выгоды и преимущества биржевой торговли на рынке наличного товара. Если железнодорожный транспорт с его 20-30-дневными (а часто и большими) сроками транспортировки не перестроится, то выгодные грузы уйдут "в трубу", на автомобильный транспорт. Торговля становится реально спотовой. Это качественный сдвиг в расширении условий конкуренции на рынке нефтепродуктов, в повышении прозрачности и обоснованности ценообразования, сказал А.Голомолзин.

"Развивается биржевая торговля и непосредственно в мелкооптовом сегменте. Активны в этом вопросе "Роснефть" и "Газпром нефть", интересный опыт был накоплен ПТК. В тоже время нужно понимать, что отличие крупного опта от мелкого состоит не только в размерах торгуемых объемов. В крупном опте торговля осуществляется преимущественно с НПЗ, в мелком опте - с нефтебаз. Дополнительно в стоимость мелкооптового нефтепродукта включаются расходы на транспортную логистику и на услуги по хранению. Транспортная логистика уже перемещается в сегмент организованных торгов, на очереди услуги по хранению топлива - конкурентный вид услуг", - отметил замглавы ФАС.

"С учетом подобного развития ситуации в перспективе можно будет говорить не о мелкооптовой и крупнооптовой торговле в отдельности, а о формировании единого оптового рынка в целом. То есть будут работать оптовый и розничный рынки, а трехуровневое деление уйдет в прошлое", - надеется А.Голомолзин.

ОЦЕНКА ПЕРСПЕКТИВ

Между тем, эксперты топливной отрасли опасаются сужения мелкооптового сегмента из-за общего состояния экономики, усиления позиций ВИНК, а также влияния общей ситуации на нефтепродуктовом рынке.

Глава агентства "Аналитика товарных рынков" М.Турукалов подчеркивает, что мелкий опт на бирже развивать нужно, "однако это не панацея от главной проблемы - схлопывания оптового рынка из-за появления мощнейшего монополиста в российской нефтяной отрасли". "То, что регуляторы развивают биржевой мелкий опт - это похвально, но при этом чиновники не замечают, или делают вид, что не замечают, глобальные проблемы в крупном опте", - считает он.

"Перспективы мелкооптового рынка нефтепродуктов напрямую связаны с самочувствием сети независимых АЗС. А поскольку эта сеть сокращается, как шагреневая кожа, то и мелкооптовый рынок последует за ней", - считает ведущий аналитик АТИ Виктор Костюков.

"В последнее время количество независимых участников топливного рынка, как и в других секторах рынка, снижается. Это обусловлено низкой рентабельностью деятельности за счёт высоких закупочных биржевых цен и снижению платёжеспособности розницы, что заставляет компании минимизировать собственную прибыль", - добавляет начальник отдела мониторинга ТЭК ОМТ-Консалт" Николай Теров.

По оценке RPI, в ближайшие 7-8 лет ожидается снижение объемов мелкооптового рынка примерно на 1-1,3 млн тонн нефтепродуктов. "Бизнес региональных независимых игроков продолжает оставаться относительно нестабильным, в том числе, по причине введения "налогового маневра". В ряде случаев единственным инструментом выживания подобных компаний являются операции с суррогатным топливом (а объемы продаж суррогата составляют около 9 млн тонн топлива в год). И в этот процесс вовлечен широкий спектр игроков, включая мини НПЗ, независимые нефтебазы, независимые сети АЗС и пр. В ближайшие 5 лет ожидается передел рынка за счет снижения доли региональных независимых компаний, часть из которых выйдет из мелкооптового бизнеса. Другие будут стараться развивать свою собственную сбытовую инфраструктуру (АЗС) и искать меньшие по объему, но более стабильные рыночные ниши мелкооптовой торговли", - говорит директор RPI Владимир Бобылев.

Мелкий опт как звено в цепи нефтепродуктообеспечения требует закрепления основных правил работы на нем, чтобы его перспективами все-таки было не сужение, а расширение возможностей. В долгосрочной перспективе участники рынка ждут формирования одинаковых условий для всех игроков как в оптовом, так и розничном сегментах.