Российская газета, 07.04.2019

 

Правительство и крупнейшие нефтекомпании наконец подписали соглашение о сдерживании роста цен на бензин и дизельное топливо во втором квартале (апрель-июнь), сообщил вице-премьер РФ Дмитрий Козак. Однако так и не определены параметры этого соглашения: каковы требования по поставкам топлива на внутренний рынок, точно ли учтены решения по корректировке льгот компаниям и прочее. Ясно одно: за ростом цен на АЗС следить будут пристально.

Текущий формат соглашения начал действовать поздней весной 2018 года, но сначала он был больше похож на джентльменское соглашение: правительство согласилось тогда снизить ставки акцизов на бензин и дизель, а нефтяники взамен согласились заморозить стоимость топлива на сетевых АЗС.

К осени ситуация несколько дестабилизировалась, возникли риски очередного роста цен на топливо из-за высоких цен на нефть на мировом рынке, после чего уже было задокументировано соглашение между правительством и нефтяниками о заморозке мелкооптовых цен, повышении отгрузок топлива на внутренний рынок во избежание дефицита предложения и о заморозке розничных цен. В таком формате соглашение действовало до 31 марта этого года, оно предполагало также рост розничных цен максимум на 1,7 процента в январе из-за повышения ставки НДС и далее - в рамках общей инфляции.

К концу марта правительство решило, что соглашение надо продлить до июля, так как планируется введение квазилицензирования экспорта нефти и нефтепродуктов на территории Евразийского экономического союза (сам экспорт ограничен не будет, но у нефтяников появятся перманентные обязательства по поставкам на внутренний рынок). На период переговоров в рамках ЕАЭС соглашение по стабилизации цен должно стать страховкой для потребителя. Кроме того, несколько меняется формула расчета демпфера - механизма, позволяющего нефтяникам рассчитывать на топливные льготы при выполнении ряда условий.

По оценкам Минфина, корректировка демпфера и продление соглашения - это стопроцентный повод для потребителя не беспокоиться о росте розничных цен. Пока что причин для беспокойства нет: Росстат сообщил, что потребительские цены на бензин в среднем по России в марте снизились на 0,1 процента к февралю, то есть почти не изменились, а с начала года рост составил 0,4 процента при общей инфляции 1,8 процента.

Тем не менее сдерживание роста цен должно быть экономически обоснованным, чтобы не нарастали недовольства нефтекомпаний-поставщиков. Для этого правительство занимается корректировкой демпфирующего механизма, при котором если экспортные цены высоки, то производители получают компенсацию, если экспортные цены низки, то они сами доплачивают бюджету. Камень преткновения - источник полной компенсации выпадающих доходов бюджета при подобной формуле. Решение будет принято в ближайшее время, заверил на итоговой коллегии минэнерго глава ведомства Александр Новак. Речь идет о потенциальной "дыре" в объеме до 190 миллиардов рублей в 2019 году.