"Коммерсантъ FM" , 29.11.2018

Топливо на независимых АЗС может подорожать. В соглашение между правительством и нефтяниками в качестве исключения внесли поправки, которые позволяют независимым заправкам повышать цены на 4% по сравнению с тарифами АЗС крупных компаний. В результате стоимость топлива может вырасти в среднем на 3,5 рубля, это позволит повысить рентабельность независимых АЗС до 8-9% вместо прежних 4-5%.

С помощью этой меры правительство хочет избежать резкого скачка цен на бензин после 1 января, рассказал «Ъ FM» президент Российского топливного союза Евгений Аркуша: «Разъяснение просто устранило ошибку, допущенную в соглашении. Тарифы на независимых АЗС и так выше, чем индикативные розничные цены. Но есть ряд регионов, где, к сожалению, коллегам приходится покупать топливо на бирже. Там, скажем, зимний дизель дороже, чем указано в соглашении, следовательно, нефтекомпании вынуждены делать оптовые цены еще выше. Поэтому это не разрешение и не запрет — речь идет о том, что если ты в силу каких-то обстоятельств держишь цены выше, чем на 4%, то должен это объяснить контрольным органам. Если объяснение принимается, ты имеешь возможность еще увеличить цены.

Все понимают, что это вынужденная, временная мера. Основной ее посыл — не допустить повышение цен с 1 января, когда резко растут акцизы, НДС. В этих условиях правительство пошло по такому пути».

Бензин на независимых АЗС сейчас в среднем дороже на 2 руб. Дальнейший рост цены приведет к череде банкротств в этом сегменте, считает президент Независимого топливного союза Павел Баженов: «Ничего хорошего в этом решении для независимого сектора нет, кроме того, что теперь ФАС и ФНС не будут лютовать и пытаться всех заставить держать 4%. У рентабельности есть два базовых параметра: первый — маржинальность, второй — объем продаж. Когда независимая компания стоит дороже нефтяной, а это бывает сплошь и рядом, это приводит к серьезному падению продаж и просто колоссальному оттоку клиентов. Наступает пограничный момент, когда никакая маржинальность в принципе не может спасти бизнес. Поэтому я бы не хотел обсуждать эту новость как нечто позитивное для независимого сектора или как стимул для роста рынка. Для независимого сектора это порочный круг: 4% в принципе никаких затрат отбить не могут, топливо стоит на 2 руб. дороже рынка, это очень существенно. Что касается роста розничных цен, уже сегодня независимые компании стоят дороже вертикальных компаний практически во всех регионах. Я не думаю, что в рамках этих 4% можно говорить о каком-то существенном росте».
 

По данным Минэнерго, цены на бензин на российских АЗС за год выросли на 10%, на дизельное топливо — почти на 16%.