Коммерсант, 15.06.2018

 

Оказавшись между двух огней — завершения налогового маневра в нефтяной отрасли и скандального роста цен на бензин — Минфин обсуждает условия введения плавающего акциза на топливо в дополнение к отрицательному акцизу. Механизм должен защитить внутренний рынок, резкий рост акцизов может привести к взлету оптовых цен на топливо на 15%. Более того, НПЗ «Роснефти» и НОВАТЭКа, попавшие под санкции, получат льготы, даже не соответствуя условиям применения отрицательного акциза. Общий размер субсидий только для этих компаний может превысить 160 млрд руб., а эффект завершения маневра для бюджета будет ниже планировавшихся 1,6 трлн руб.

Уровень акцизов на бензин и дизтопливо с начала 2019 года еще не согласован и зависит от переговоров по схеме плавающего акциза, заявил глава налогового департамента Минфина Алексей Сазанов. Согласно бюджету, акцизы должны увеличиться до 12 тыс. руб. и 8,5 тыс. руб. за тонну соответственно, что примерно на 4 тыс. и 3 тыс. руб. на тонну выше текущих ставок. Чиновник пояснил, что такой рост может привести к увеличению оптовых цен на 15%, то есть «неприемлем». Предполагается, что плавающий акциз будет введен для НПЗ в дополнение к отрицательному (возвратному) акцизу, который вводится с 2019 года (основное условие — выпуск не менее 10% бензина «Евро-5»). Если возвратный акциз должен сдержать внутренние цены на топливо при завершении налогового маневра, то суть плавающего акциза в том, что если экспортный netback для бензина и дизтоплива превышает их цену в РФ (на биржевом базисе Башкирии), то бюджет компенсирует нефтяникам половину разницы (см. “Ъ” от 14 июня).

Обсуждается два варианта: либо повышение акцизов растянут на более длительный срок, либо частично компенсируют его как раз плавающим акцизом.

Сейчас схема плавающего акциза следующая. Бюджет компенсирует нефтяникам половину разницы между экспортным netback и внутренней ценой. Но максимальный размер дельты установлен на уровне 3 тыс. руб. на тонну. То есть бюджет максимально компенсирует 1,5 тыс. руб. на тонну, что позволит перенести в оптовую цену не все 4 тыс. руб. роста акциза, а только 2,5 тыс. руб.

Как пояснил Алексей Сазанов, возможно, что на 2019 год размер дельты будет увеличен, например, до 5 тыс. руб. (то есть компенсация составит 2,5 тыс. руб.). Также бюджет в 2019 году может компенсировать компаниям больше половины дельты (конкретная цифра не называется).

По словам чиновника, все эти вопросы должны быть согласованы в ближайшее время, так как законопроекты о налоговом маневре планируется вынести на следующее заседание правительства, предположительно 21 июня.

По мнению аналитиков «Атона», идея плавающего акциза выглядит разумной, поскольку должна привести к более гибкому ценообразованию на внутреннем рынке, особенно учитывая, что налоги (НДС и акцизы) в цене моторного топлива для конечного потребителя превышают 30%.

Но нефтяники получат и адресную помощь. Алексей Сазанов подтвердил, что Минфин предлагает давать возвратный акциз НПЗ компаний, оказавшихся под финансовыми санкциями, даже если доля бензина в их продукции ниже 10%. Логика в том, что компании из черного списка отрезаны от внешних источников финансирования, но «реализуют важные проекты, в том числе в других секторах экономики». Речь идет прежде всего о заводах «Роснефти» и НОВАТЭКа в Туапсе и Усть-Луге. По оценкам “Ъ”, в итоге при завершении налогового маневра «Роснефть» получит субсидию в размере около 75 млрд руб., НОВАТЭК, по расчетам Минфина,— около 86 млрд руб. Компании и раньше просили компенсации для своих НПЗ: в частности, «Роснефть» хотела получить «инвестиционные стимулы» на 145 млрд руб. При этом, признал господин Сазанов, бюджет в рамках завершения маневра по новым правилам может получить меньше планировавшихся 1,6 трлн руб., однако конкретных цифр чиновник не назвал.