Новости

Удовлетворяет ли Вас качество бензина, продаваемого в Вашем регионе?

Да - 62.6%
Нет - 37.4%

Всего голосов: 203

  

"Гудок", 18.03.2015

 

На нефтяном рынке не ожидается больших изменений, основные показатели добычи и производства если и вырастут, то незначительно. Нефтяники стремятся воспользоваться снижением курса рубля и отправляют свою продукцию на экспорт.

По прогнозу Минэнерго, в этом году снижаться будет лишь производство мазута. Но это из-за того, что нефтеперерабатывающие заводы переходят на современные технологии, которые обеспечивают больший выход светлых нефтепродуктов и, соответственно, уменьшение тёмных. Производство мазута должно сократиться на 5%, однако его экспорт вырастет с 51 до 53 млн тонн. Как пояснил в ходе Национального нефтегазового форума руководитель департамента переработки нефти и газа Минэнерго Михаил Грязнов, к 2020 году российские НПЗ должны снизить выработку мазута с нынешних 78 млн до 21 млн тонн, а экспорт уменьшится всего до 4 млн.

Что касается дизельного топлива, то, по мнению министра энергетики Александра Новака, в этом году его выход останется практически таким же, как и в прошлом, однако экспорт увеличится примерно на 3 млн тонн – с 43,4 млн тонн до 46,5 млн.
Наиболее значительные изменения произойдут на рынке автомобильного бензина. В принципе прирост его производства также ожидается не очень большим – всего порядка 500 тыс. тонн. Однако на экспорт будет отправлено на 16% больше – 4,9 млн тонн. И в дальнейшем российские заводы нарастят вывоз до 8,7 млн тонн к 2020 году.

По прогнозу Минэкономразвития, который был дан в январе, объём добычи нефти в стране сохранится на уровне 2014 года, экспорт увеличится на 1,6% в годовом исчислении.

О том, что пошёл активный экспорт российского топлива, говорит и портовая статистика. За два месяца объём перевалки наливных грузов составил 60,6 млн тонн (увеличение на 14,2%). Наблюдается рост по всем направлениям, но особенно большой он в азово-черноморском – 20,4%, до 23 млн тонн. На Каспии, впрочем, процент ещё выше (84%), однако там небольшой объём в абсолютных цифрах – всего 0,6 млн тонн.

Железнодорожные перевозки на экспорт показали рост за квартал на 5,2%.

Но из всего экспортного потока железной дороге пока достаётся немного. И как раз на южном направлении наиболее развита сеть нефтепроводов, что негативно отражается на Северо-Кавказской магистрали, отметила генеральный директор ЦФТО ОАО «РЖД» Елена Кунаева.
«Перевозки нефтеналивных грузов за первый квартал увеличились всего на 0,6% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, – говорит Елена Кунаева. – При этом серьёзное падение наблюдается на внутренних перевозках – минус 4%. Снижение идёт и по дизельному топливу, и по мазуту, и по авиационному керосину. Причём в связи с прогнозом сокращения авиационных перевозок эта тенденция сохранится. Объёмы транспортировки самой сырой нефти упали на 7,9%».

Нефтяные компании в своих отчётах за 2014 год показали заметный рост транспортных расходов на железнодорожные перевозки, и поэтому они, по возможности, уходят на трубопроводный транспорт или речной. Так, «Газпромнефть» оценила рост затрат в 7,7%, «НОВАТЭК» – в 14,4%, а самые высокие оказались у «Роснефти» – 20%. Компания в отчёте указала, что намерена увеличить более дешёвые перевозки в два раза. С августа прошлого года ОАО «РЖД» ввело повышающий коэффициент для перевозки нефти и нефтепродуктов в размере 0,134, в результате чего железнодорожники заработали дополнительно порядка 7 млрд руб. Но если бы повышенный коридор ввели с самого начала года, как и предполагалось, то они могли бы заработать до 16 млрд руб. Тем не менее значительную часть потерь нефтяники сумели переложить на конечного потребителя, поскольку рост цен на внутреннем рынке составил 5–6%.

В конце прошлого года компания AT Kerney, оценивая влияние повышения железнодорожных тарифов на объём перевозок, назвала высокочувствительными из всей номенклатуры только перевозки нефти и нефтепродуктов. К примеру, повышение тарифа на 10% вызывает рост транспортных затрат у производителя на 9% при перевозке на расстояние до 1600 км. Однако здесь речь идёт о внутренних перевозках. Что же касается экспортных, то эксперты отмечают, что всё зависит от конечных цен на мировом рынке, и здесь бизнес малочувствителен к тарифу.

Очевидно, что значительное снижение курса рубля позволяет российским компаниям получать неплохую доходность на внешних рынках, поскольку экспортные перевозки не будут снижаться даже по самым пессимистичным прогнозам.